Гора Бакаташ (Лягушка)
Бакаташ (Бака-Кая, Бака-Таш), в переводе с крымско-татарского «лягушка скала» — обрывистая скала над селом Дачное близ Судака в Крыму на восточном обрыве которой выделяется камень по форме напоминающий лягушку. Расположена в 6 км от Судака по трассе Судак — Симферополь.
Гора имеет пирамидальную форму, на восточном склоне которой образовалась своеобразная форма выветривания известняков, напоминающая гигантскую лягушку. С 1969 года гора Лягушка признана комплексным памятником природы местного значения.
Гора Лягушка имеет своеобразное сочетание скал, пещерок и камней. В верхней части южного склона горы имеется карниз высотой 6–7 м, сложенный песчаниками. Склон усеян крупными глыбами, скальными отторженцами, отколовшимися от карниза. Все это заросло редколесьем из грабинника, шиповника, держидерева.
Таракташские скалы удобны для спортивного скалолазания. Отсюда отличный вид на долину, море, окружающие горы.
При некотором воображении в причудливых очертаниях скал можно увидеть крепостные стены и башни, фигур людей и фантастических существ. С этими каменными изваяниями связаны местные легенды.
Многие легенды касаются, главным образом, народного героя - джигита Алима, заступника бедняков и грозы богачей. Алим, разбойничавший в крымских лесах в 40-е гг. XIX столетия, безусловно, является одной из самых легендарных личностей во всей крымской истории. О разбойнике ходило множество рассказов, анекдотов, сцен. О нем писались повести и романы, ставились пьесы. Уже в советское время, в 1920-е гг., был снят художественный фильм “Песнь на камне”, где главную роль сыграл татарский танцор Хайри Эмир-заде. Л. Колли написал очерк “Подлинный портрет Алима”, а Н. Маркс включил одну из легенд в первый выпуск “Легенд Крыма” (1913 г.). Н. Маркс писал об Алиме: “Это был последний из ряда джигитов, с которыми русской власти пришлось считаться по присоединении Крыма к России. Он пользовался огромной популярностью и несомненной поддержкой среди татарского населения края.
До безумия смелый и дерзкий, Алим, говорят, отваживался вступать в открытую борьбу с небольшими отрядами войск, был не раз окружен и схвачен, но каждый раз бежал из тюрьмы, пока, наконец, в 1850 г., по наказании шестью тысячами ударов розог, был сослан в каторгу”.
Приведем одну из таракташских легенд об Алиме. Один из утесов горы Бакаташ напоминает девушку в национальной татарской одежде. В те давние времена, гласит легенда, юная девушка из деревни Таракташ тайком от матери поднималась по ночам на скалу, где ее ждал возлюбленный, красавец разбойник. Однажды они договорились встретиться на рассвете и вместе бежать в. далекие края. Ранним утром девушка стала подниматься на скалу, чтобы соединиться с любимым, и в это время ее увидела мать. Горю и отчаянию старой женщины не было предела. В гневе прокляла она дочь, и та мгновенно превратилась в камень на утесе скалы.
Немного истории
С 1969 года гора Лягушка признана комплексным памятником природы местного значения. Местность в районе Дачного неоднократно подвергалась археологическим исследованиям. В 1995 г. у подножия горы Таракташ археологи изучили руины двух позднеантичных храмов — “малого” и “большого”. Судя по находкам, храмы действовали с I по V век н. э. В ближайших окрестностях известны и другие памятники античного времени — остатки строений, могильники, хозяйственные ямы. В средние века узкий участок долины между горами Таракташ и Бакаташ перегораживала оборонительная стена. Ее остатки были заметны еще в конце XIX века.
После присоединения Крыма к России на полуострове произошли значительные изменения в этническом составе населения. Большое количество крымских татар эмигрировало в Турцию. В разных частях полуострова возникали русские, украинские, немецкие, болгарские поселения и колонии. На месте Дачного в XIX веке находились две татарские деревни — Биюк Таракташ и Кучук Таракташ (Большой и Малый Таракташи). Обе деревни значительное время “сохранялись во всей чистоте ханского времени”. Лучше других об этом сказал Е. Марков: “Большой Таракташ спрятан в складке гор и смотрит совершенным кавказским аулом. Дома темного камня, двухэтажные над обрывами — бойницы бойницами.
Малый Таракташ кругом дороги, с ярко разодетыми татарками, с белыми стариками в чалмах. Тут сплошное, непочатое мусульманство; ничто чуждое еще не расшатало его, не прососалось в него”. И сейчас еще улочки и переулки Дачного отчасти сохраняют колорит давно ушедшего прошлого. В некоторых местах село выглядит так же, как сто и двести лет назад. Сохранилась мечеть Аджи-бей в Биюк Таракташе, на плоской вершине правее шоссе Судак — Грушевка. Мечеть была возведена в конце XVIII века и использовалась по прямому назначению до 1930-х гг. В 1939 г. был снесен минарет, а в конце 1940-х годов пришел в запустение устроенный рядом фонтан. Подвод воды к фонтану осуществлялся от источников Ай-Георгия, по керамическим трубам. Водовод прокладывали австро-венгерские военнопленные в годы первой мировой войны. После Великой Отечественной войны здание приспособили под общежитие. Однако в 90-х годах XX века мечеть была реставрирована, и в настоящее время является действующей, призывая каждый день мусульман к молитвам.
СУДАКСКИЕ ГОРЫ <<смотреть фотографии
|